На первой седмице Великого поста, каждый день, с понедельника по четверг, в православных храмах совершается чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Каждый, пришедший вечером в храм, слышит наполненные верой, искренней надеждой на милосердие Божие слова: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение», «Агнче Божий, вземляй грехи всех, возми бремя от мене тяжкое греховное». 13 веков их повторяет Церковь, но далеко не все знают историю создания канона.
Святой Андрей Критский родился около 660 года в Дамаске, а скончался 4 июля 740 года в Эресосе, на острове Лесбос.
При рождении Андрей Критский не мог говорить, но Господь совершил над ним чудо в детском возрасте — причастившись в семь лет Святых Таин, он обрел голос. Желая служить Богу, святой в 13 лет удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель Саввы Освященного. Прославившись здесь своим умом и строгой жизнью, он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя.
В 679-м году он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего престола в Константинополь на 6-й Вселенский Собор. Вскоре после собора он был посвящён дьяконом великой Софийской церкви и исполнял обязанность «питателя сирот». При императоре Юстиниане II-м св. Андрей был рукоположен в архиепископа Критского.
Считается, что Великий канон написан не ранее 713 года. Византийский император Филиппик Вардан (711–713) был убежденным монофелитом и в 712 году заставил некоторых епископов, в том числе и преподобного Андрея, подписать осуждение VI Вселенского Собора. Вскоре нечестивый император был свергнут, православие восстановлено, но преподобный Андрей страдал из-за проявленного малодушия, и свое раскаяние выразил в тексте Великого канона.
Это молитвенное произведение состоит из 250 тропарей и первоначально не имел типичных ирмосов, не был четко поделен на песни. В отличие от других богослужебных канонов, имеет девять песней (в других второй песни по обыкновению нет). Ирмосы песней в их современном звучании присоединил позднее преподобный Иоанн Дамаскин, а тропари в честь преподобной Марии Египетской и самого преподобного Андрея написаны также позднее преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами при приведении ими в порядок Триоди.
До этого на протяжении двухсот лет в церкви на распев читались или пелись всеми присутствующими специальные молитвы в стихотворной форме — кондаки, которые представляли из себя молитвы в стихотворной форме из 24 строф. А канон был создан именно святым Андреем Критским.
За Великий пост канон читается дважды — по частям с понедельника по четверг первой седмицы и полностью в среду на пятой неделе — Мариино стояние.
Почти пятьдесят лет после кончины святого Андрея, этот канон нигде не употреблялся, но после Константинополь пережил бедствие – случилось страшное землетрясение. Даже сохранилась такая память «Великого труса», то есть землетрясения. В то время рукопись канона хранилась у монахинь монастыря Святого Патапия (святой VII века, память 8 декабря) в Константинополе. Они вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон.
Маленький тропарь такой есть в Постной Триоди: «Господи, до вечера дожить не надеемся, помоги нам и спаси нас». Именно с тех страшных дней, бедствия, Великий канон св. Андрея Критского стал употребляться, причем — не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы.
По современной традиции, великое молитвенное произведение святого Андрея читается во время Великого поста – времени покаяния и сокрушения о грехах, труда ради исправления жизни человека. Ведь без покаяния невозможна духовная жизнь и возрастание человеческого духа.
Во время чтения в храме, после каждого небольшого стиха, по сложившейся традиции, верующие совершают земной поклон — поэтому может показаться, что прочесть канон тяжело в первую очередь физически. Но суть канона — именно в духовном труде, ведь, написанный искренне кающимся человеком, он наиболее полно раскрывает весь ужас греха и страдания души, пораженной им. Именно поэтому Церковью канон поделен на четыре части — чтобы постепенно подготовить человека к великому покаянию.
В четверг (или в среду вечером) пятой седмицы Великого поста канон св. Андрея Критского читается снова, уже целиком. К этому моменту человек уже подготовлен к длительному богослужению обычно духовно. Как пример великого покаяния, с ним читается житие прп. Марии Египетской. Ведь именно Мария Египетская достигла святости, выдержав великий подвиг покаяния.
Канон Андрея Критского напоминает нам о силе Божьей благодати, которая очищает любое сердце.
Приглашаем прийти и выслушать чтение заключительной, четвертой части Великого покаянного канона в Свято-Покровском кафедральном соборе г. Джанкоя за великим повечерием сегодня, 6 марта в 17.00.